Восстановительный ремонт ОСАГО

30.03.2022
Отзыв лицензии «АСКО Страхование». Как получить выплату?

С 2019 года страховые компании  вместо выплаты могут возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Причем  восстановительный ремонт автомобиля имеет приоритет над страховой выплатой в случае его повреждения в ДТП.

Может ли страховщик отказать в ремонте транспортного средства?

Восстановительный ремонт автомобиля имеет приоритет над страховой выплатой в случае его повреждения в ДТП. При этом, перечь случаев, при которых потерпевшему в ДТП может быть выплачено страховое возмещение взамен направления на восстановительный ремонт, является закрытым и перечислен в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.

В силу приведенных положений закона в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, страховщик не вправе отказать потерпевшему в организации и оплате ремонта транспортного средства в натуре с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий и в одностороннем порядке изменить ус п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО условие исполнения обязательства на выплату страхового возмещения в денежной форме.


Может ли потерпевший отказаться от ремонта ТС.

На настоящий момент, в случае выдачи страховщиком  направления на ремонт потерпевший не имеет возможности отказаться в одностороннем порядке от такой формы страхового возмещения. Получить денежную выплату можно только в случаях предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», страховое возмещение осуществляется в денежной форме (страховая выплата). Размер страховой выплаты рассчитывается по правилам Единой Методики с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. Интерес представляет судебная практика Верховного суда РФ, допустившая взыскание страховой выплаты без учета износа.


Порядок получения направления на ремонт.

1. Собрать пакет документов для обращения в страховую компанию. 

  • Заявление о страховом возмещении

  • Заполненное извещение о ДТП

  • Паспорт собственника машины

  • Свидетельство регистрации авто

  • Страховой полис ОСАГО

  • Административный материал по ДТП (постановление/определение, справка о ДТП)

2. Страховая компания решает, выплатить Вам страховое возмещение деньгами либо выдать направление на ремонт.

3. Выдает направление, с которым Вы обращаетесь в ремонтную организацию, согласованную с Вами.

4. СТОА ремонтирует Ваш автомобиль, далее либо Вы его забираете из ремонта либо оспариваете качество ремонта, в таком случае страховщик бесплатно переделывает некачественный ремонт либо мотивированно отказывает в таковом.

5. В случае признания дефектов ремонта страховщик либо устраняет дефекты повторным ремонтом, либо (если достигнуто соглашение с  Вами) производит денежную выплату. 


Какие сроки ремонта предусмотрены законом по ОСАГО?

Срок принятия решения и выдачи направления в ремонт, после подачи полного пакета документов – 20 дней (кроме праздничных нерабочих дней). В этот срок входит осмотр Вашего ТС и  расчет ущерба со стороны страховой. Время действия направления не регламентирован правовыми актами, зачастую срок действия направления указан в самом направлении.

Срок проведения восстановительного ремонта  - 30 рабочих дней (кроме субботы и воскресения, всех праздничных выходных дней). В этот срок входит выявление и согласование со страховщиком со стороны СТОА скрытых повреждений, заказ запчастей и материалов и т д.

Таким образом, возникает два временных интервала:

20 дней – срок принятия решения и выдачи направления.

30 дней – срок восстановительного ремонта ТС после передачи ТС  на СТОА.

Неустойка за несоблюдение срока выдачи направления на ремонт по ОСАГО составляет 1% в день от суммы ущерба. 

Неустойка за несоблюдения срока ремонта по ОСАГО составляет 0,5 % в день от суммы ущерба.

В случае обращения Вами в суд и принятия решения в  Вашу пользу, страховщик обязан выплатить штраф в размере 50% от суммы невыплаченного ущерба а также все понесенные Вами затраты – услуги юриста, эксперта , почтовые отправления и другие.

С Вашей стороны требуется только предоставить ТС на СТОА и иметь этому подтверждение. После окончания ремонтных работ Вам нужно подписать акт приема-передачи ТС из СТО, но если Вами выявлены дефекты ремонта необходимо перечислить их в этом акте. Не все дефекты могут быть выявлены при приемке ТС из ремонта, в таком случае они могут быть перечислены в претензии к качеству ремонта после приемки ТС из ремонта.

Подписывать никакие документы – сметы, акты дополнительных работ, дополнительные соглашения (кроме заявления о страховом возмещении и извещения о ДТП, акта приема ТС из ремонта и акта сдачи ТС в ремонт на СТОА) Вы по закону не обязаны.


Какие бумаги следует подписывать при получении направления и подачи заявления в страховую компанию?

В офисе страховой компании подписывать нужно только заявление о  страховом возмещения и извещение о ДТП.  Все остальные бланки, в том числе заявление по форме самой страховой компании необходимо внимательно прочитать и понять, нужно ли Вам это подписывать. Бланк страховщика может содержать поля, в которые вписаны способы возмещения или условия не выгодные для Вас.


Какие бумаги следует внимательно прочитать перед подписанием?

1. Согласие на доплату Вами в автосервисе (Вы не обязаны доплачивать за ремонт в рамках ОСАГО).

2. Согласие на предоставление любого СТОА (в случае, если возраст Вашего ТС не превышает 2 года, и ТС находится на гарантийном обслуживании, страховщик должен организовать ремонт у официального дилера марки Вашего ТС в регионе).

3. Согласие на использование б/у запчастей на СТОА (ремонт с использованием б/у запчастей может быть произведен только в случае Вашего согласия).

4. Договор цессии, переуступки права требования. 


Что делать, если качество ремонта Вас не устраивает? 

1. В случае, если качество проведенного ремонта не устраивает владельца транспортного средства необходимо подать претензию о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ущерба в рамках ОСАГО.

2. Страховщик обязан в течении 5 дней организовать осмотр отремонтированного транспортного средства. Общий срок рассмотрения претензии и направления Вам ответа составляет 10 дней. 

3. Если страховщик отказывает в повторном ремонте, Вы можете провести независимую экспертизу качества ремонта и после составления иска обратиться в суд.  Провести независимую экспертизу качества ремонта Вам помогут наши эксперты.  


Если в автосервисе требуют доплату?

В случае если Вам предлагают доплатить за ремонт  повреждений полученных в результате ДТП, откажут в ремонте отдельных деталей, без Вашего согласия установят бывшие в употреблении детали -  все это не соответствует закону об ОСАГО. В случае, если перечисленных на СТОА денег не хватает – это не Ваша проблема.


Учитывается ли износ при ремонте?

По закону ОСАГО страховщик обязан произвести ремонт новыми запасными частями без учета износа. Износ учитывается только в случае выплаты по соглашению, когда Вы добровольно его подписываете.


Может ли автосервис использовать при ремонте неоригинальные запасные части?

Может. Согласно закона об ОСАГО,  страховщик обязан произвести оплату ремонта с  использованием новых запасных частей. При этом в законе не уточняется оригинальные это будут запчасти либо это будут дубликаты, но такие запасные части должны быть качественными.  


Может ли автосервис использовать при ремонте бывшие в употреблении запасные части?

Без Вашего согласия не может. Согласно закона об ОСАГО, использование бывших в употреблении запасных частей допускается только в случае Вашего согласия, в случае отсутствия такового ремонт должен быть произведен с использованием новых запасных частей.


В каком случае страховщик должен дать направление к официальному дилеру?

Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее 2 лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счёт в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).


Что подразумевает некачественный ремонт по ОСАГО?

Восстановительный ремонт транспортного средства  - это комплекс работ, которые необходимо выполнить для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые автомобиль имел непосредственно до повреждения. В случае, когда после ремонта на автомобиле Вами обнаружены недостатки, дефекты такие как:

Увеличенные зазоры сопрягаемых деталей, не устраненные вмятины, отличие цвета окрашенных деталей,  подтеки лака, неокрашенные участки, автомобиль управляется хуже чем до ДТП, посторонние шумы и звуки при движении, необходимо установить являются ли эти дефекты последствия некачественного ремонта и т.д. 

Гарантия на выполненный восстановительный ремонт согласно законодательства составляет: 

1 год на лакокрасочное покрытие и кузовной ремонт

0,5 года на иные виды работ.

Согласно п 5,3 правил страхования транспортного средства, гарантийный срок должен быть указан в акте приема-передачи по окончанию ремонтных работ.


Что делать в случае если страховщик не признает факт некачественного ремонта, отказывается переделывать ремонт или выплатить денежную компенсацию?

Если Вы недовольны качеством произведенного восстановительного ремонта, а страховщик отказывается переделывать ремонт, необходимо провести независимую экспертизу качества ремонта. Такая экспертиза включает в себя два этапа:

1. Выявление дефектов восстановительного ремонта. 

2. Расчет стоимости устранения дефектов ремонта.

Важно понимать, что расчет стоимости дополнительного ремонта должен быть произведен экспертом с учетом уже проведенного ремонта, который соответствует требования такого рода работ. Задача эксперта отделить стоимость устранения последствий именно некачественного ремонта, это очень важно в случае обращения в суд.   

Согласно п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО   Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства(стоимость ремонта без учета износа превышает доаварийную стоимость ТС);

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

Получите консультацию эксперта по телефону